7 июня на сцене Государственного театра юного зрителя Узбекистана состоялась премьера спектакля Государственного Молодёжного театра Узбекистана «Поединок». Постановку по повести А.Куприна «Поединок» осуществила выпускница ГИТИСа, режиссёр Яна Селезнёва, в котором затрагиваемые проблемы остаются актуальными по сей день.
Постановка спектакля осуществлена Государственным Молодёжным театром Узбекистана при поддержке Министерства культуры Республики Узбекистан и содействии Союза театральных деятелей Российской Федерации и Центра поддержки русского театра за рубежом.
В спектакле прослеживается несколько основных тем:
тяготы армейской службы, где неравенство – основная причина процветания бесчеловечности в этой среде, людей связывает страх, а не уважение. Чувствуя власть, люди с более высокими званиями принимают рядовых за расходный материал, с которым можно обращаться как угодно;
взаимоотношения мужчины и женщины - любовная линия, где Раиса-Георгий-Шурочка показывают, насколько разными бывают чувства. Раиса в исполнении Сабины Асановой, для которой любовь может быть только эгоистической, любит не мужчин, а их отношение к себе. Обиженная, она вымещает свою злость в едких словах и угрозах, и, в конце концов, становится причиной смерти главного героя – именно она посылала Николаеву анонимные письма со сплетнями. На контрасте с этим образом Александра (Шурочка) в исполнении Анны Петяевой, кажется более зрелой и мудрой женщиной. Но единственное, что ею движет – желание стать частью столичной элиты, где она сможет вести роскошную праздную жизнь. Ей приятно внимание Георгия, но не более. Единственный человек, которого она способно любить по-настоящему – это она сама. Ромашов в исполнении Руслана Мамадалиева не знает, где и в чем найти свое призвание, и не вписывается в общество, видя в нем сплошные пороки. Зато он может искренне любить, ведь он беззаветно верит Шурочке. Главного героя вполне можно назвать романтическим. В нем присутствует типичное для этого направления двоемирие: осознание того, что мир идеальный не соответствует миру реальному, в котором приходится существовать;
поиск призвания, где Ромашов явно ошибся, став офицером. Он не создан для военной службы. Однако признать это и сделать шаг назад герою мешает непомерно развитое самолюбие. Его призванием является литературная стезя, ведь он даже сам с собой говорит на книжном языке.
Спектакль Яны Селезнёвой достаточно реалистичен. Образы и ситуации обычны для любой эпохи. Сюжетная линия композиции – это переосмысление офицером Ромашовым общественного уклада, частью которого он является. Второстепенные же лица и сюжетные ответвления служат только для раскрытия центрального конфликта. Режиссёром, детально поставлены задачи для создания живых, правдоподобных персонажей.
Шульгович в убедительном исполнении Анвара Картаева, производит впечатление человека серьезного, требовательного, любящего порядок и дисциплину, человека настроения. Если он не в духе, то мало никому не покажется. Но в то же время любящего своих солдат, как родных детей. Ему свойственна человечность.
Назанский в исполнении Анастасиса Димиропулоса – умный и открытый офицер, совершенно искренне относится к Ромашову, заботясь о его состоянии, поддерживая его.
Хлебников в исполнении Тимура Умаралиева демонстрирует всю боль непростой судьбы солдата, испытывающего на себе все тягости армейского неравенства.
Особое внимание в спектакле уделяется описанию эмоций и чувств.
«Поединок» показывает, как важно искать свое место в мире и не останавливаться на том варианте, который «и так сойдет». Ромашов действительно был способным и творчески одаренным человеком, который мог бы найти себя в искусстве или журналистике, как и сам Куприн однажды нашел себя в этих мирных занятиях. Но герой, так и не признался себе, что армия — это не его стезя. Ему не хватило смелости и упорства, чтобы покинуть часть, которая отравляла его жизнь. Как и в детстве, когда мать его привязывала тоненькой красной ниткой за ногу к кровати, а сама уходила. И маленький Ромашов сидел покорно целыми часами, так как нитка оказывала на него странное, гипнотизирующее действие…
Именно слабость и неумение возразить убили главного героя. Безволие завело его в тупик. Человек не может противостоять среде без силы духа и внутреннего стержня. А эти качества каждый из нас должен выработать сам.
Именно поэтому спектакль «Поединок» вне времени и интересен зрителю сегодня, завтра, всегда.