В конце августа Государственный Молодежный театр Узбекистана принял участие в “Режиссерской лаборатории”. Это проект Центра поддержки русского театра за рубежом Союза театральных деятелей РФ. В ходе работы было подготовлено три эскиза спектаклей, два из которых выбраны для дальнейшей работы и их превращения в полноценные спектакли. В интервью PLOV.PRESS участники проекта поделились идеями, на которых основан проект.
Хотелось бы сразу отметить то, что вот уже второй год, как здание театра закрыто на ремонт и это, конечно, создает массу неудобств не только всему коллективу театра, но и зрителям, которые скучают по нему. Несмотря на такую проблему, труппа театра ведет активную работу — гастролирует, принимает участие в различных фестивалях, международных проектах. Так, в июне “Молодежный” принял участие в Фестивале русских зарубежных театров, который прошел на площадке Русского драматического театра “Мастеровые” в Набережных Челнах РФ и представил свой спектакль ”На бойком месте” по пьесе Александра Островского.
После этого путь театра лежал в Казань и в Чебоксары в рамках “Больших гастролей”, организованных Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры “РОСКОНЦЕРТ” согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации.
В рамках направления “Ведущие театры”, Государственный Молодежный театр Узбекистана на сценических площадках Татарского Государственного Академического театра имени Камала и Чувашского государственного ордена дружбы народов театра юного зрителя имени Сеспеля представил спектакли “Сны Гамлета” Нины Мазур и “На бойком месте”.
И вот теперь, “Режиссерская лаборатория”, которая подразумевает под собой командировку трех режиссеров и руководителя Центра для работы над тремя разными эскизами спектаклей с артистами театра. В конце лаборатории руководство театра проводит открытый показ эскизов и решает, какой из них наиболее подходит репертуарной политике театра. В этот раз по итогам Лаборатории, Художественный совет театра выбрал не один, а сразу два эскиза. Но обо всем по порядку.
Сегодня театр работает не на своей территории, свою площадку для работы над проектом труппе предоставил Государственный академический русский драматический театр Узбекистана.
Подробно о том, что такое “Режиссерская лаборатория” и как она работает, нам рассказал руководитель отдела реализации творческих программ Союза театральных деятелей РФ и руководитель Центра поддержки русского театра за рубежом Константин Горин.
— Наш Центр поддержки работает с момента распада СССР и в основном мы работаем со странами СНГ, так как именно с этой целью и создавался Центр — поддержать русские театры за рубежом. У нас есть два направления деятельности — это командировки специалистов, которые необходимы театрам (по сценической речи, актерскому мастерству и т. д), и “Режиссерская лаборатория”. Работает это так. В начале года мы принимаем заявки от театров и из них выбираем два-три театра, куда мы едем и проводим “Режиссерскую лабораторию”.
Это работа достаточно короткая — всего одна неделя, с учетом дней прилета и отлета. В ходе работы мы создаем эскиз спектакля, что именно это будет — отрывок из пьесы или вся пьеса, сокращенная до состояния эскиза, — решает сам режиссер. Материал для работы отбирается при непосредственном запросе от руководства театра.
После подготовки всех эскизов руководство выбирает один, наиболее подходящий для репертуара театра и в следующем календарном году также при поддержке СТД РФ создается уже спектакль, который затем войдет в репертуар театра и будет жить своей жизнью.
Почему необходим такой проект как режиссерская лаборатория. Это нехватка режиссеров в театрах или здесь другая причина?
— Вообще “Режиссерская лаборатория” не подразумевает что мы учим именно режиссеров. Она подразумевает создание чего-то за довольно сжатые сроки. И наша работа заключается в том, что режиссер, в данном случае имеется в виду приглашенный, делает с труппой театра эскиз, показывает его руководству театра, которое и принимает решение делать из него спектакль или нет. Но работа Лаборатории нужна не потому, что нет режиссеров, наоборот, они есть, и немало очень талантливых, а для обмена опытом. Любой театр, где бы он не находился, он не должен застаиваться, в него должны приходить какие-то новые люди, происходить какой-то процесс, и театр не должен закрываться и существовать внутри себя. Он должен удивлять, развиваться и продолжать двигаться вперед. И все это помогает делать Лаборатория — знакомиться с новыми именами, подходами к режиссуре, работе с актерами и материалом и т. д.
Режиссер Яна Селезнёва (Москва):
— Я работала с театром над повестью А. Куприна “Поединок”. Хочу сказать, что у каждого режиссера всегда есть свои требования к труппе, то есть ты привыкаешь к каким-то определенным способам существования, которые требуешь от актеров. Поэтому может между моими требованиями и труппой есть какая-то дистанция, но в этом есть интерес и мы пытаемся найти какое-то общее решение. И хочу сказать, что все актеры очень яркие, активные, желающие работать, харизматичные, энергичные, и всю эту энергию мы пытаемся аккумулировать и придать ей определенную форму.
Конечно, классика всегда остается классикой. Но все же, как вы думаете, пойдет ли зритель на спектакль “Поединок” в постановке Государственного Молодежного театра Узбекистана?
— Я думаю, что зрителю от 12+ и выше, интересующемуся театром и литературой, было бы интересно увидеть любое классическое произведение. Человек, который ходит в театр, любит театр, ему не так принципиально какое произведение, тем более если это классика, будет показано на сцене.
Режиссер Мария Лычковская (Калининград):
— Мы работали над очень необычным проектом — у нас спектакль, созданный мной с нуля по письмам, воспоминаниям, произведениям Александра Сергеевича Пушкина, и по тому материалу, который был написан о нем. Конечно, мы не сможем показать все периоды жизни великого поэта. В нашем эскизе мы покажем два периода — лицейский и Петербургский период его жизни после лицея. Рабочее название спектакля “Пушкин жив”.
Хочу сказать, что я работаю с труппой уже не первый раз и у нас уже какая-то большая любовь. Приехав впервые в Ташкент, я чувствую себя здесь очень комфортно, как дома, и мне очень интересно работать с труппой театра. Несколько лет назад мы уже работали с “Молодежным” на базе театра-фестиваля “Балтийский дом” и в рамках Театральной олимпиады, которая проходила в 2019 году в Санкт-Петербурге, и создавали эскиз “Иванов” по произведению А. П. Чехова.
В этот раз спектакль по Пушкину и это была просьба и предложение Молодежного театра. Но моим предложением стало показать биографический спектакль, то есть поговорить про неоднозначность Пушкина, о том, почему мы говорим, что “Пушкин жив”, показать его как человека со своим характером, со своими ошибками, победами, переживаниями и т. д. И наш спектакль даже нельзя вогнать в какие-то рамки жанра, он очень игровой. Мы играем в Пушкина.
Если говорить о временных рамках, то еще до приезда в Ташкент я провела большую работу по подготовке, мы активно общались онлайн, я говорила какие произведения необходимо прочитать, посмотреть, повторить и т. д. И у меня уже было какое-то видение этого эскиза, поэтому сейчас нам легко работать вместе, мы с актерами говорим на одном языке, и мы вместе строим эту историю.
— То есть вы не тот режиссер, который будет настаивать только на своей точке зрения?
— Я всегда за соавторство. Конечно, могу в своей голове представить что-то идеальное, но есть конкретный человек — актер, со своим телом, пластикой, душой, видением той или иной роли. Поэтому я должна исходить из того, что есть и давать актерам вносить свои предложения.
Режиссер Егор Равинский (Москва):
— Мы работали над эскизом по пьесе М. Рощина “Валентин и Валентина” и можно сказать, что все у нас строилось на импровизации.
Я не готовился заранее, и тем более у нас немного специфические условия работы (имею в виду то, что мы работаем не на сцене Молодежного театра), поэтому мы все сочиняем и придумываем на ходу, исходя из пространства, актеров и т. д. Но, хочу сказать, что такие проекты как режиссерская лаборатория — они очень нужны. Это очень продуктивная работа, своеобразный штурм, стресс и такая встряска полезна и для театров, это как обмен кровью, новые режиссеры, люди, идеи, актеры сталкиваются с разными взглядами на театр, способами игры. И такой опыт всегда полезен.
Что значит работа в Лаборатории для самого театра? Об этом рассказывает заведующая труппы Государственного Молодежного театра Узбекистана Анна Тренина:
— Мы не впервые принимаем участие в таком проекте. Первый раз был в 2018 году. Потом был перерыв из-за пандемии, и вот мы снова подали заявку и нам повезло, чему мы конечно же очень рады.
В проекте задействована вся труппа театра. Работа идет активно, актеры все очень заинтересованы, у всех горят глаза и им нравится то, что они делают. Все они разделены на группы и каждая группа работает над эскизом — это примерно 40 минут или 1 час, так как за 5 дней невозможно поставить полноценный спектакль. Эскиз — это что-то типа основы или сердцевины спектакля, в которой раскрывается основная его суть. И потом руководство театра решает, какой эскиз подойдет именно политике нашего театра и после выбора, на следующий год этот эскиз уже при помощи Центра поддержки русских театров за рубежом и Союза театральных деятелей превратится в полноценный спектакль.
Скажу, что те эскизы, которые привезли режиссеры — это тоже выбор театра. В первую очередь, мы, конечно, делаем упор на нашего зрителя, то есть хотим, чтобы постановка была интересна именно молодежи, но и в то же время затрагивала актуальные проблемы сегодняшнего дня, чтобы это была классика, актуальная во все времена, и чтобы в спектакле было задействовано как можно больше молодых актеров.
Сегодня в стране достаточно много молодых, а также опытных режиссеров, но вот такое сотрудничество, когда приезжают режиссеры из России, а может и из других стран, это всегда что-то новое, это другой взгляд, подход к работе и это замечательный опыт.
Ведь когда мы все время варимся в одной каше, то зритель уже наизусть знает стилистику наших спектаклей, а когда есть новые взгляды, предложения, подходы — все начинает двигаться, растет актерский потенциал, и это лучше и больше любых институтов. И здесь есть здоровая конкуренция, ведь каждый артист, задействованный в работе над эскизом, хочет чтобы именно этот эскиз стал спектаклем.
Участие в этом проекте означает для нашего театра возможность выезжать на международные фестивали, это также общение с другими режиссерами, опыт для молодых, начинающих актеров, замечательна мобилизация всего коллектива, актерская реализация, ведь актер всегда должен быть в движении, в работе, расти и развиваться.
Как было отмечено, по итогам решения Худсовета театр выбрал два эскиза. Спектакль “Пушкин жив” будет поставлен в рамках проекта “Русские сезоны” уже осенью этого года. А в рамках “Режиссерской лаборатории” был отобран эскиз “Поединок”.
Сурия Магдеева